Цель существующих ныне тестов - попытаться предсказать индивидуальные черты характера щенка. Они имеют лишь относительную ценность, так как окружающая среда и воспитание оказывают огромное влияние на эволюцию поведения животного. В качестве собаки-компаньона лучше выбирать легко подчиняемых или склонных к нежности щенков. Зато рабочей собаке нужен скорее независимый характер. Напоминаем, что данные тесты относительно субъективны, так как на реакции щенка в возрасте семи недель уже оказали влияние и окружающая среда (условия разведения), и заводчик.
Тест Кэмпбелла
Этот тест был предложен этологом из Калифорнии Уильямом Кэмпбеллом в 1975 г. для определения степени социализации щенка и отношений доминирования/подчинения. Тест состоит из пяти испытаний: два заключаются в наблюдении, три других требуют определенных действий. Щенков можно тестировать в возрасте 7 недель; каждое испытание длится около 30 секунд - столько времени достаточно двум незнакомым собакам, чтобы установить иерархическую связь. Тестирование проводится в незнакомом для щенка месте, в спокойной обстановке, поблизости не должны находиться предметы, провоцирующие щенка на игру. Все действия выполняются спокойно и не сопровождаются ни словами, ни поощрением.
Тест на привлечение Аккуратно опустив щенка на землю, отойдите на несколько метров, негромко хлопните в ладоши и проследите за поведением щенка. 1. Он тут же бежит к вам, задрав хвост, начинает прыгать на вас и кусать вам руки. |
||
Тест на ограничение Тест проводит незнакомый щенку человек. Уложите щенка на спину, положив руку ему на грудь, и удерживайте его в этом положении в течение 30 секунд, слегка поворачивая в одну или другую сторону. 1. Щенок усиленно сопротивляется и кусается. 2. Щенок сопротивляется до тех пор, пока не получает свободу. 3. Щенок сначала сопротивляется, затем успокаивается. 4. Щенок не сопротивляется и лижет вашу руку. |
||
|
||
Тест на стоячую позу |
||
Тест на подчинение Тест проводит незнакомый щенку человек. Щенок лежит в позе сфинкса, человек давит ему на голову, одновременно поворачивая ее в сторону. Эта поза имитирует подставление горла нападающему противнику. 1. Щенок сопротивляется, царапается, переворачивается, рычит и кусается. 2. Щенок сопротивляется и переворачивается, стараясь поцарапать вас. 3. Щенок сначала сопротивляется, затем успокаивается и лижет вам руки. 4. Щенок переворачивается на спину и лижет вам руки. 5. Щенок уходит. |
Результаты:
Большинство ответов 1: доминантно-агрессивный (не рекомендуется в качестве компаньона, при правильной дрессировке может быть хорошей рабочей или сторожевой собакой).
Большинство ответов 2: упрямый (рабочая собака, нуждающаяся в строгой дрессировке).
Большинство ответов 3: стабильный и адаптируемый.
Большинство ответов 4: склонный к подчинению (собака не вполне подходит для работы).
Большинство ответов 5: заторможенный (не склонная к общению, непредсказуемая собака).
Иногда результаты могут оказаться противоречивыми. Тогда надо повторить тест; скорее всего, условия проведения (слишком молодой щенок, еда, стресс, сон...) были не совсем подходящими.
Тестирование помета по Томану
Предлагаемые тесты предназначены для выявления предрасположенности щенков помета к доминированию. Щенки распределяются по четырем категориям:
- категория Л, <лидер>, вожак стаи;
- категория П, <преданные>, подчиненные собаки, т.е. послушные;
- категория О, <отстраненные>, равнодушные собаки;
- категория А, <асоциальные>, пугливые и строптивые собаки.
- Щенки оказываются в незнакомом помещении. Мать достаточно удалена от помета, чтобы щенки не могли ее слышать. Заводчик тоже находится на значительном расстоянии. Тип Л не лает и исследует новое помещение спокойно. Тип П лает на Л и пытается втянуть его в игру. Тип О не двигается, выглядит потерянным, скулит, глядя вокруг; следует за другими. Тип А ходит кругами, скулит. Через несколько минут Л и П играют вместе, О пытается присоединиться к пим, но убегает при малейшей неудаче, А не участвует в играх и скулит.
- Появление заводчика. При приближении заводчика А и О бегут к нему, П спокойно подходит, а Л про смотрит либо занимается своими делами.
- Внос корма. Эта ситуация полностью меняю позицию щенков по сравнению с предыдущим тестом, Л и П начинают есть, даже если сыты, и нападают на А и О, когда те пытаются подойти. Заводчик вынужден часто вмешиваться, чтобы восстановить порядок и убедиться, что все смогут поесть.
- Появление неизвестного предмета. Поблизости от щенков бросают предмет наподобие пластиковой бутылки, но так, чтобы не задеть их. Л бежит к предмету и начинает его кусать. П подходит осторожнее, затем вместе с Л начинает обследовать предмет и играть с ним. О напуган, он предпочитает держаться на расстоянии от предмета, может, поскуливая, даже отойти от него. Что же касается собаки типа А, то ее страх очевиден, она быстро убегает, скулит и не подходит к предмету даже через несколько минут.
- Неожиданный звук. Когда раздается звук, Л поднимает голову, настораживает уши, направляет их в сторону, оставаясь при этом на месте. Остальные щенки в панике пытаются убежать. Если поместить в центре между щенками будильник и через две минуты заставить его звенеть, то только Л не сдвинется с места, он будет смотреть на будильник, а затем отправится его исследовать. П остановится первым и будет ждать реакции Л.
- Заводчик остается со щенками, но не двигается. Щенки тотчас узнают его, но только О и А бегут к нему. П остается поблизости, а Л не реагирует на его присутствие.
- Возобновление контакта с матерью. Заводчик все еще рядом. Л первым идет к матери, направляясь прямо к ее задним соскам (там больше молока), за ним следует щенок типа П и наконец О и А.
- Кормление. В этой последней ситуации каждый должен иметь доступ к миске. Л не дерется, он спокойно ест до тех пор, пока не насытится, ни один из щенков не беспокоит его. П часто меняет место, но ест спокойно. Зато А и О постоянно ссорятся.
Эта серия тестов позволяет оценить щенка тому, кто хочет сделать из него рабочую собаку. Если будущий хозяин хочет, чтобы собака восприняла дрессировку, сохраняя необходимый минимум независимости, инициативы и способности к размышлению, он выберет, скорее, собаку типа Л, близкую к темпераменту 2 в тесте Кэмпбелла. Собаки типа П будут послушнее, склонны всюду следовать за хозяином, не проявляя инициативы; они близки к темпераменту 3 в тесте Кэмпбелла. Наконец, собаки типа О отлично подходят для роли компаньона и для жизни в семье; они близки к темпераменту 4 в тесте Кэмпбелла.
Тест с зеркалом Брето
В возрасте от шести до восьми недель щенок начинает реагировать на свое отражение в зеркале, а в девять - десять недель интересоваться им. В этом возрасте мы можем привести щенка в помещение, где есть большое зеркало, в котором он сможет полностью себя увидеть.
Будем наблюдать за реакцией щенка, чтобы определить уровень его социализации.
Общительные, уравновешенные, уверенные в себе и доминирующие щенки проявят некоторую напряженность в связи с установлением иерархического положения. Щенок будет смотреться в зеркало, замирать на какое-то время, приближаться к зеркалу и отдаляться. Такие щенки по темпераменту относятся к типам 1 и 2 в тесте Кэмпбелла.
Другие щенки, столь же общительные, но скорее подчиненные и инфантильные, будут пытаться установить контакт со своим изображением, демонстрировать готовность к подчинению и приглашать к игре. Они редко и на короткое время замирают, пристально глядя на свое отражение, подходят и отходят. Эти щенки соответствуют темпераменту типа 3 или 4 в тесте Кэмпбелла.
Наконец, у неуравновешенных, необщительных и боязливых щенков мы наблюдаем продолжительные периоды неподвижности, нежелание смотреть на свое отражение. Щенки убегают от зеркала или рычат. Эти щенки соответствуют типам 1 или 5 в тесте Кэмпбелла.
Тест с ожившей игрушкой Кёйннека
Согласно Кёйннеку, собака может отреагировать на появление нового предмета тремя способами:
- проявить интерес;
- проигнорировать;
- проявить неприятие.
Тест с ожившей игрушкой позволяет оценить характер щенка и организацию отношений человек - собака. Щенок помещается в незнакомую комнату без мебели. Исследователь ставит на пол двигающуюся игрушечную собачку и направляет ее в сторону щенка. Затем хозяин или хозяева, а также исследователь встают, образуя полукруг, и игрушка направляется в сторону одного из хозяев.
Увидев игрушку, по форме и издаваемым звукам похожую на собаку, щенок ведет себя по-разному, например:
- отступает с лаем или без, нюхает под хвостом у игрушки, его мышцы напряжены, он выглядит взволнованным. Эта реакция считается нормальной;
- начинает угрожающе лаять, выглядит встревоженным; такой щенок считается не способным к жизни в городе;
- набрасывается на игрушку, толкает ее, кусает; такая особь представляет строптивый, а значит, опасный тип животных.
Следует отметить, что со второго или третьего раза поведение щенка становится нормальным:
- собака стала воспринимать игрушку как надоевший предмет;
- ведет себя спокойно и разглядывает игрушку. Такого щенка будет просто обучать, но в нем сохранится некоторая склонность к независимости;
- прячется под стул или за него, выглядит испуганным и неуверенным. Этот тип поведения наблюдается у щенков, которые не приобрели достаточно опыта в раннем возрасте;
- убегает, испытывает сильное волнение, связь с хозяином очень слабая. Щенок труслив и способен подвести хозяина в любой момент;
- прячется возле хозяина или одного из хозяев. Это поведение выявляет истинную иерархию, показывает, кто в паре лидер;
- прячется за исследователем. Такое поведение указывает на плохие отношения между щенком и его владельцами.
Можно повторить тест со всеми щенками помета. Только доминирующий щенок с устойчивой психикой приблизится к игрушке. Если тест проводится в присутствии матери, все одчиненные щенки побегут прятаться к ней. Независимые щенки попытаются встать между матерью и игрушкой.